Масштаб тенизации украинского ритейла достиг критического уровня: по различным оценкам, до 45% всего ритейла может действовать вне системы налогообложения. Эксперты отмечают, что общий объем розничной торговли в Украине превышает ₴2 трлн в год.
Об этом сообщает Finway
Ситуация в ритейле
При этом доля десяти крупнейших сетей, к которым относятся АТБ, Сільпо, Аврора, Фора, Rozetka, Novus, Metro, Руш (EVA), Омега (Varus) и Фудком (Большая кишеня), составляет всего ₴529,2 млрд, что равно чуть более 25% общего объема. Это свидетельствует о значительном присутствии малого и среднего ритейла, часть которого функционирует в тени.
Последствия тенизации
Если до начала полномасштабной войны тенизацию оценивали на уровне 30%, то уже в 2025 году она может превысить 45%. Таким образом, почти ₴1 трлн оборота проходит мимо системы налогообложения, что приводит к значительным потерям бюджета — как из-за уклонения от налогов, так и из-за использования серого импорта и контрабанды.
Согласно данным, 82% продуктовых ритейлеров в Украине — это локальные игроки, и именно среди них фиксируется наибольшее количество нарушений. Эти утраченные ресурсы могли бы быть использованы на поддержку армии, развитие инфраструктуры или социальные программы.