Задача может показаться сложной, но написание бизнес-плана — важный шаг, помогающий вашей компании начать, расти и процветать. Бизнес-планы обеспечивают видение и четкую стратегию. Они также важны для предприятий, ищущих финансирование. Но с чего начать и что включить?
Как и в большинстве сложных проектов, составление бизнес-плана лучше всего делать шаг за шагом. Несмотря на то, что планы отличаются друг от друга так же, как и предприятия, вот краткое изложение семи основных разделов бизнес-плана и того, что каждый должен включать.
1. Резюме
Первый раздел должен быть кратким обзором вашего бизнес-плана. Оно должно быть коротким и должно быть хорошо написано. Ваша цель — привлечь читателей, чтобы они хотели больше узнать о вашей компании.
Хотя этот раздел появляется первым, подумайте над тем, чтобы написать его последним, после того, как вы разработали детали своего плана и сможете кратко и точно обобщить свои мысли.
Резюме для бизнес-плана должно включать:
- Название вашей компании и местоположение
- Предлагаемые продукты и / или услуги
- Заявления о миссии и видении
- Конкретная цель плана (обеспечить инвесторов, установить стратегии и т.д.)

2. Описание компании
Это высокоуровневое представление о вашем бизнесе должно объяснить, кто вы, как вы действуете и каковы ваши цели.
Описание компании должно содержать:
- Юридическая структура вашего бизнеса (корпорация, индивидуальное предпринимательство и т.д.)
- Краткая история, характер вашего бизнеса, а также потребности или требования, которые вы планируете предоставить
- Обзор ваших товаров / услуг, клиентов и поставщиков
- Краткая информация о росте компании, включая финансовые или рыночные показатели
- Краткое описание ваших краткосрочных и долгосрочных бизнес-целей и того, как вы планируете получать прибыль
3. Продукты и услуги
Четко опишите, что вы продаете, с акцентом на преимущества для клиентов. Включите подробную информацию о поставщиках, стоимости продуктов или услуг и чистой прибыли, ожидаемой от продажи этих продуктов или услуг. Попробуйте добавить рисунки или диаграммы.
В целом этот раздел должен включать:
- Подробное описание вашего продукта / услуги, которое подчеркивает преимущества для клиентов
- Объяснение роли вашего продукта / услуги на рынке и преимуществ, которые она имеет перед конкурентами
- Информация о жизненном цикле товара / услуги
- Соответствующие данные об авторских правах, патенте или коммерческой тайне
- Исследования и разработки, которые могут привести к появлению новых продуктов и услуг
4. Анализ рынка
Покажите свои знания отрасли и представьте выводы, основанные на тщательном исследовании рынка. Поместите подробные результаты любых исследований в приложение.
Ваш анализ рынка должен включать:
- Эскиз целевых сегментов клиентов, включая размер и демографию каждой группы
- Описание отрасли и перспективы, включая статистику
- Исторические, текущие и прогнозируемые маркетинговые данные для вашего продукта / услуги
- Подробная оценка ваших конкурентов, выделение их сильных и слабых сторон

5. Стратегия и реализация
Кратко изложите свою стратегию продаж и маркетинга, а также то, как вы будете реализовывать их с помощью плана работ.
Этот раздел должен включать:
- Объяснение того, как вы будете продвигать свой бизнес клиентам и выходить на рынок
- Подробная информация о затратах, ценах, рекламных акциях и распределении / логистике
- Объяснение того, как компания будет функционировать, включая операционный цикл (от приобретения материалов до производства и доставки).
- Информация об источниках труда и численности работников, качестве их образования, навыках и работоспособности
- Данные о времени работы и объектах
6. Организация и управление командой
Опишите организационную структуру вашей компании. Определите владельцев, управляющую команду и совет директоров.
Включая следующее:
- Организационная схема с описаниями отделов и ключевых сотрудников
- Информация о владельцах, включая их имена, процент владения, степень участия в компании и биографию с указанием их опыта и навыков
- Профили вашей управленческой команды, включая их имена, должности, основные обязанности и прошлый опыт
- Список любых советников, таких как члены правления, бухгалтеры и адвокаты

7. Финансовый план и прогнозы
Этот последний раздел вашего бизнес-плана должен быть разработан профессиональным бухгалтером после того, как вы выполнили анализ рынка и определили цели для вашей компании.
Некоторые из важных финансовых отчетов, которые должны быть частью вашего плана, включают:
- Финансовые данные за прошлые периоды (если вы являетесь владельцем существующего предприятия), включая отчеты о прибылях и убытках, балансы и отчеты о движении денежных средств за последние три-пять лет
- Реалистичная перспективная финансовая информация
- Краткий анализ ваших финансовых данных с анализом коэффициентов и тенденций для всех финансовых отчетов.
На этом список разделов для вашего бизнес-плана окончен. Мы надеемся, что, предоставленная нами информация, поможет вам в создании качественного и продуктивного плана ведения вашего бизнеса.